«Ну, конечно же опять это Васенька урок сорвал!»
По оценкам разных специалистов, в настоящее время от 50 до 85 процентов школьников имеют функциональную незрелость мозговых структур. А проявляется это симптомами гиперактивности.
Незрелость структур головного мозга связана в том числе с тем, что дети слишком рано начинают и много времени проводят перед телевизором, компьютером.
Современные дети часто перегружены еще до школы. К нам такие дети попадают в возрасте 5-6 лет, когда начинается систематическая подготовка к школе и ребенок не справляется.
И в 8-10 лет, когда учеба начинает требовать от ребенка самостоятельности и сосредоточенности.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), с точки зрения нейропсихологии проявляется следующими большими группами нарушений: внимания, поведения и эмоционального развития.
1. Нарушения внимания неспособность долго сосредоточиться на одном деле. Повышенная отвлекаемость, возбудимость, забывчивость, суетливость.
2. Нарушения поведения в школе это могут быть выкрики с места, любые выходки во время урока.
Учителя и родители жалуются: «Я ему десять раз говорю, а он не слышит, спокойно не может и пять минут посидеть, постоянно всех отвлекает».
Ребенок неспособен следовать правилам игры с детьми и, как следствие правилам русского языка. Все правила знает, а пишет все равно с ошибками. Неряшливое выполнение школьных заданий несмотря на все усилия.
3. Эмоциональное развитие при СДВГ часто запаздывает. Почти всегда самооценка таких детей занижена. В личностном развитии дети с СДВГ отстают от сверстников, но стремятся руководить. А дети не принимают их лидерство.
Они общительны, легко заводят новых друзей. Но быстро теряют их из - за своей нетерпимости, нетерпеливости, агрессивности, возбудимости, частой смены настроения…
Поскольку дети с СДВГ всегда стремятся только верховодить и не умеют выстраивать партнерские отношения, они вынуждены общаться с самыми покладистыми или младшими детьми.
Со взрослыми у них тоже не складываются отношения.
На детей с СДВГ обычные наказания и поощрения не действуют. Родителямс такими детьми очень трудно.
Всегда есть какое - то дело, в котором гиперактивный ребенок может долго быть сосредоточенным, только его нужно долго нащупывать.
Конечно, о краткосрочной терапии здесь не может быть и речи.
С таким ребенком работа длительная, серьезная год - два. Но зато, шаг за шагом, постепенно ребенок будет учиться фокусироваться и удерживать внимание, учиться понимать себя и владеть собой. Учиться выстраивать равноправные отношения.
Конечно гиперактивный ребенок вряд ли станет суперорганизованным. Но он будет более гармонизированным и успешным.