Успеха в жизни люди добиваются на 80% благодаря своим личным качествам, и только 20% успеха зависят от уровня развития интеллекта человека. Пятерки в аттестате, не гарантируют успех в жизни. Помните анекдот про то, как одноклассники отмечали десятилетие окончания школы на яхте двоечника Иванова.
А гарантирует:
- умение управлять своими эмоциями так, чтобы они не переливались через край. Эмоциональная устойчивость, это то, как ребенок справляется со страхом, ленью, неуверенностью, агрессией и другими чувствами.
- ответственность.
- способность принимать решения.
- умение устанавливать долгосрочные отношения с другими людьми.
И это то, чем мы занимаемся с ребенком на наших занятиях.
Мы понимаем, что вы все хотите успеха своим детям. Но очень часто воспитывая в ребенке самоконтроль родители блокируют у ребенка выражение негативных чувств: недовольство, страх, растерянность, агрессию, обиду.
Родители считают это проявлением слабости и думают, что запретами сделают ребенка сильным. Родители не всегда готовы принимать такие чувства ребенка. Говорят: «Не реви, не капризничай»; «Не бойся, ты же мужик» «Что ты ноешь, как девчонка».
Ребенок очень быстро начинает понимать, что подобные переживания надо скрывать от окружающих. Но чувствовать обиду, страх, злость и т.д. он ведь не перестает. И тогда ребенок привыкает свои чувства держать в себе, закрывается и замолкает. Закрывается он не только от нас, но и от самого себя. Ребенок не понимает самого себя, что с ним происходит, И, конечно, поэтому, не может управлять собой, своим поведением. И, как следствие, не понимает чувства других людей, и не может наладить с ними хорошие отношения.
И еще, на самом деле такое закрывание своих чувств в себе, отбирает очень много энергии и истощает нервную систему ребенка. Из-за этого дети медленнее развиваются, хуже учатся и чаще болеют. А негативные эмоции все равно прорываются: в виде слез по пустякам, неконтролируемой истерики или вспышки агрессии.
Начинаем свои занятия с ребенком мы, как правило с того, что даем ребенку возможность в играх освободиться от накопленной, подавленной, негативной энергии.
Играя с ребенком, мы наблюдаем за тем, какие именно темы и действия выражает ребенок в своей игре. Во что бы ребенок не играл, на самом деле это все про себя.
Для того, чтобы помочь ребенку, необходимо понять, что же стоит за его страхами, агрессией, навязчивыми состояниями, тиками…
Мы, участвуя в игре ребенка, понимаем глубинный смысл игры, сопоставляем то, что было в играх ранее, с тем, что происходит теперь. Например,
за агрессией ребенка часто стоит страх или сильная боль, от которой ребенок защищается.
Пример:
В семье родился второй ребенок. Старший мальчик, назовем его Петя, через несколько месяцев стал очень агрессивным. На взгляд родителей, ревности нет. Они рассказывают, что Петя заботится о братике, приносит игрушку, помогает маме… Однако, при детальном рассмотрении, оказалось, что Петя злится на младшего за то, что он «отнимает» у него маму. Но он чувствует себя очень виноватым за это. Потому что родители критиковали, стыдили его, в те редкие моменты, когда он показывал свою злость.
Чувства у ребенка есть, вне зависимости от того, хотим мы или нет. Нам нужно создать такие условия для ребенка, чтобы он начал понимать свои чувства и конструктивно выражать их. Только после этого ребенок будет в состоянии научиться управлять собой, принимать решения и отвечать за них. Понимать другого человека и строить с ним равноправные отношения.